Заветное слово

комиссару – дозоровцу

В год 26-летия отряда “Дозор”

( 1973 – 1999 )

 

Подготовлено:


В.Лишиным, А.К.Лишиной, Т.О.Сергеевой.

с использованием мыслей и текстов:


отряда “Эдельвейс” (Новосибирск),
материалов КЮФ, И.П.Иванова,
“Орленка” (Б.Я.Гиндис),
Б.С.Братуся, Л.И.Божович, О.С.Газмана,
А.С,Макаренко, А.П.Краковского,
В.М.Сергеева, Ю.Р.Барановского.

Содержание:

Основы комиссарской этики
Задачи, стоящие перед комиссаром
Признаки далеко зашедшего распада деятельности
Техника самоорганизации
Огонек и общий сбор отряда
КЮФ
Огонек знакомства
Огонек оргпериода
Общие правила огонька
Огонек – анализ дела
Огонёк – откровенный разговор
Общие проблемы самоуправления
КТД
Психологические механизмы воздействия
Нормы, законы и традиции коммунарской жизни


Основы комиссарской этики.

 

“Быть полностью человеком-
вот что делает нас реальными.”
Дипак Чопра, индийский психолог.

Основной целью отряда ”Дозор” является помощь и поддержка людей в их отношении к любому другому человеку, как к самоценности, как к существу с безграничными возможностями развития; в их способности к пониманию, доброжелательности и самоотдаче, как выражению этих отношений.

Мы – гуманисты , поэтому противостоим господствующему сегодня пониманию человека в основном, как средства, как вещи для использования, пусть даже и уникальной, даже ценной, но – вещи среди вещей.

Например: ты – прежде всего ученик, или прежде всего – студент, или служащий, или сын; тебя оценивают только как студента, сына, ученика. А до того, что ты за человек и что ты можешь и на что способен за пределами этой самой учебы и службы – никому нет дела и нет интереса.

А по нашему: главное, нам интересно, какой ты человек, что ты хочешь и можешь, и в чем тебе можно помочь, что для тебя можно сделать, и что ты можешь сделать для себя и для людей.

“Дозор”, как школьный отряд актива, возник осенью 1973 года в школе №38 Гагаринского района Москвы. Со временем, с 1976 года он стал районным отрядом при Гагаринском Доме пионеров и организовывал летние сборы школьников (ЛПА) и вожатых школ, действуя как комсомольский штаб района. Многие вожатые после таких лагерей просили “Дозор” провести у них в школах “педагогические десанты”. Основной задачей отряда на этом этапе его жизни была пропаганда идей коллективных форм работы с подростками, известных как “коммунарская”, “орлятская” или “ивановская” система воспитательной работы и помощь школам в задаче овладения этой методикой. Сегодня, когда ребята тех времен выросли, обзавелись семьями, некоторые из них приводят в “Дозор” собственных детей. Есть у нас и семьи ребят, впервые познакомившихся в отряде.

Позже наш отряд стал объединением школьников и студентов. За 26 лет работы было сделано около 160 больших походов, экспедиций и сборов; через отряд прошли многие десятки, если не сотни школьников и студентов.

С 1981 года наш “Дозор” включился в военно–поисковую работу, разыскивая и захоранивая останки бойцов и командиров Красной армии, погибших в 1941-1942 году под Ржевом, в Новгородской области, под Вязьмой, Волоколамском, в Карелии. За восемнадцать лет найдены, по самым общим подсчетам, не менее 2 тысяч красноармейцев. Во многих случаях нам удалось найти их родственников и рассказать им, как погиб родной им человек, где он похоронен, и в свою очередь узнать от них, каким он был при жизни.

Как туристско-краеведческий, военно-поисковый и педагогический отряд, “Дозор” живет и сегодня.

Важнейшей фигурой в жизни “Дозора” всегда был – его комиссар. Так, по традиции у нас называется педагог-воспитатель, которому у нас может быть и 18, и 15, и даже 12 лет. Комиссар в “Дозоре” – это главное лицо, работающее с людьми. Он не имеет права приказа, только право убеждения и собственного примера. Само собою разумеется, что комиссару необходимо научиться работать с ребятами разного возраста без принуждения и стать им и старшим другом, и товарищем по игре, и руководителем в походе, в экспедиции – самым главным человеком для новичков-дозоровцев.

В помощь комиссару в “Дозоре” встают наиболее опытные помощники, в нашей терминологии – политбойцы, из рядовых членов отряда. Они должны, понимая общую задачу, помогать ей, завязывать личные отношения с новичками, способствуя их естественному вживанию в отряд, давая большую уверенность в своих силах, налаживая дружеские отношения с товарищами по отряду. В политбойцы нельзя никого назначить, им можно стать только по доброй воле. Поддержка комиссара – первая обязанность политбойца , а если возникает спор между ними и они не могут разрешить его сами, на помощь может прийти Совет Комиссаров . Но противоречие, если оно возникло, не должно отражаться на жизни группы. Поэтому противоречить комиссару на отряде, компрометировать его в глазах отряда – одно из наиболее тяжких проступков для политбойца-дозоровца.

 

От комиссара мы ждем наиболее глубокого понимания целей и задач работы “Дозора”.

 

Если ты считаешь себя дозоровцем и комиссаром, т.е. человеком из основного состава ”Дозора”, тебе необходимо:

  1. Твердо, внутренне быть убежденным, что деятельность отряда нужна людям, как старшим, так и младшим, знать, зачем и для чего нужно его существование.
  2. Необходимо поставить работу в отряде для себя, как самое главное на определенном отрезке своей жизни дело, как цель и смысл своего существования среди людей.
  3. Если что-то личное мешает этой цели и этому делу, надо суметь от чего-то, пусть временно, отказаться, не доходя при этом до самоотречения, но, во всяком случае, быть готовым к некоторому самоограничению.
  4. Надо относиться к людям последовательно доброжелательно, с доверием, быть крайне внимательным к каждому, с кем работаешь, и при этом оставаться внутренне независимым и верным себе.
  5. Надо обладать тактом, быть рассудительным, никогда не срываться на крик, уметь выслушать собеседника, не теряться в неожиданных ситуациях, владеть собой и перед толпой, и перед начальством.
  6. Никогда, ни при каких обстоятельствах не жалеть себя, не рассчитывать ни на похвалу, ни на награду.
  7. В любом деле, овладев основами, искать новое, не бояться действовать нестандартно. ”Каждое дело – творчески, иначе – зачем?”

 

Задачи, стоящие перед комиссаром:

Во-первых, этоформирование вашего отряда, как группы, способной к сотрудничеству, к самоорганизации, к самоконтролю, к ответственному поведению.

Человеческие группы различаются между собою по своей способности к сотрудничеству. Группы высокого уровня сотрудничества, близкие к коллективу отличаются способностью к самоорганизованности, самоконтролю, целеустремленностью, доброжелательностью к людям внутри и вне себя.

Группы низкого уровня сотрудничества состоят из людей активных и инициативных только ради самих себя и готовых подчиниться внешней силе. Это не значит, что они плохи. По большей части они не имеют опыта других отношений и другой жизни.

Наши задачи – рост способности к дружбе и к сотрудничеству у всех, кто с нами связан; рост у них способности к заботе, доброжелательности, открытому общению и к ответственному поведению. Тем самым – наша цель – счастье людей!

Во-вторых, эторазвитие определенных качеств личности человека вашего отряда (каких – смотри выше).

Ключ к росту человеческой личности – в организации дела, при которой каждый человек нужен вам и все – каждому. Тогда организация рождает новые отношения, а эти отношения – преобразуют личность. Поэтому нельзя торопиться в решении задачи воспитания: для этого нужно время и чувство защищенности каждого участника общего дела.

Поэтому:

Приходящий в группу новичок испытывает чувства неопределенности, напряженности, тревожность от несоответствия своих прежних установок и новой ситуации. Он нуждается в информации о нормах, традициях, требованиях новой для него группы, переживает потребность в прогнозах для выработки своего поведения. Ему нужны цели, задачи, нормы, представления о содержании деятельности группы. Как правило, ”Дозор” при первом же общении создает условия, при которых старые стереотипы поведения новичка, старые испытанные подходы теряют свою эффективность. В первую очередь это относится к стилю поведения руководителей и группы в целом в сфере общения.

Вскоре после начала периода адаптации в группе некоторые новички проявляют сопротивление раскрытию своей личности, включается защита – ответ нынешней структуры “я” на опыт, который этому “я” противостоит. К тому же, наиболее агрессивные новички могут постараться навязать вашей группе свои, привычные для них нормы отношений. При этом новые члены группы представляют другим свое внешнее “я”, свою маску – более или менее привычную для них.

Противоречие такого рода может вести к внутригрупповым и межгрупповым конфликтам, возможно – скрытым.

 

Необходимо:

Сделать противоречие открытым и обсуждаемым на фоне позитивных отношений в группе.

При обсуждении надо постараться:

Создать условия для того, чтобы одним из существеннейших направлений работы вашей группы стала помощь и поддержка добрым началам в людях вне группы, можно сказать – посторонних (хотя они могут постепенно стать и своими). Для этого необходимо дело, нужное этим людям – доброе дело, может быть, совсем повседневное, житейское. Ваша группа должна стать нужной людям, можно сказать, обществу, потому что общество – это люди, для нас посторонние, не свои. Без этого группа неизбежно будет все более замыкаться в собственных интересах, т.е. дрейфовать в сторону корпорации и, соответственно, можно сказать, “загнивать”. В этот период развития групповых отношений основная забота комиссара – это организация деятельности группы, которую в основном приходится брать на себя из-за общей неподготовленности ребят к самоорганизации и в то же самое время пропускать все организационные вопросы через общественное мнение, заботясь о выдвижении организаторов. Приходиться думать и о том, чтобы нужное решение было принято, и о том, чтобы оно было выполнено силами ребят, и о том, чтобы своевременно прошло обсуждение сделанного. Особенно важно, чтобы деятельность группы была успешной и чтобы поведение каждого ее участника было предметом обсуждения на кругу с подчеркиванием его успехов и сильных сторон. Цели каждого пока еще индивидуальны, но уже начинают строиться в соответствии с групповыми ценностями – хотя бы и на уровне “знаемых”.

Высшая точка этого этапа развития групповых отношений – это достижение ядром группы высокой заинтересованности к постоянному участию в деятельности группы.

С этого времени открывается путь к стадии морально-волевого единства группы – начала высокого уровня группового сотрудничества. Успех его определяется бурным развитием самоуправления, ростом заинтересованности в сотрудничестве и в групповом общении.

Главная забота комиссара теперь – это поддержка делового сотрудничества, самоорганизации, обеспечение в группе отношений доверия, требовательности, защищенности каждого, уверенности в способности группы решить встающие перед ней задачи. В это время развертывается в полную силу триединый комплекс самоуправления: “сами планируем, сами организуем, сами обсуждаем сделанное”.

Роль комиссара теперь меняется – это уже не столько организатор, сколько хранитель коллективных традиций – “совесть группы” и руководитель скорее на стратегическом, чем на тактическом уровне, заботящийся о выдвижении новых общественно полезных целей – увлекательных, требующих напряжения сил и способностей всех участников.

Нельзя – чтобы организованность проявлялась лишь в деле, нужном и полезном только для самой группы (праздники, дни рождения).

Нельзя допустить ужесточения взаимных оценок при обсуждении внутригрупповых проблем, принесения интересов отдельной личности в жертву интересам группы и интересам ее лидеров (интересам дела – только, если по инициативе самой личности!).

Очень тревожна – ревность к новичкам!

Малейшие признаки корпоративной позиции к окружающему миру требуют решительной борьбы всей силой общественного мнения, особенно если их носитель – всеобщие любимцы, влиятельные, хотя и достаточно эгоцентричные ребята.

Показателем достижения сбором группы высокого уровня сотрудничества становиться способность этого ядра к решению сложных трудовых, организаторских, педагогических задач при минимальной помощи старшего руководителя - комиссара и способность органов самоуправления самостоятельно преодолевать трудности и решать проблемы достижения социально важных целей.

Отныне – движение группы вперед и выше связано с ролью ядра ее, как мотора, комиссара, как моториста–наладчика и с выдвижением наиболее способных ребят в роли организаторов общего дела, независимо от “стажа” их пребывания в группе.

Группа способна вести и включать в высокий уровень сотрудничества “второй эшелон” – новичков, еще не втянутых в общее дело, с более низким уровнем мотивации. Однако следует иметь в виду. Что возможны случаи, когда новичок, успешно действующий в группе, как рядовой-исполнитель, встречает внутреннее сопротивление собственной личности, когда от него требуется бескорыстная забота о ком-либо (младшем, постороннем). Это говорит, по-видимому, о повышенном эгоцентризме такой личности и пока еще слабом принятии им ценностных ориентаций группы. Он пока еще – в основном «потребитель» групповой атмосферы.

Ядро группы становиться коллективным лидером. Жизнь комиссара не становится легче, она становится интереснее.

Возможны конфликтные ситуации , связанные с неравномерностью мотивационного развития у участников деятельности; авангард выражает требования роста и создания условий для самовоспитания; влиятельные силы “авангарда” могут стремиться затормозить развитие во имя самоценного общения – “кайфа”.

Возможны случаи неприятия высокого уровня самоотдачи из-за стойкого индивидуализма личности, столкновения мотивов по мере их осознания.

Возможны ситуации “кризиса жанра” из-за потери достойных целей. Возможна критическая позиция членов группы в отношении ее предмета деятельности, связанная со стремлением рассматривать группу на широком социальном фоне в контексте проблем времени.

Возможны личные проблемы старших участников деятельности, связанные с разрешением вопроса о смысле жизни на старшем подростковом – младшем юношеском возрастах.

Возможен, наконец, кризис выпускника – столкновение мотивов личностного роста, требующих ухода в жизнь за пределы отряда и мотивов сохранения эмоционального кайфа в отряде, в том числе на неосознанном уровне. На этой основе делается попытка развенчать отрядную жизнь в собственных (и чужих) глазах под лозунгом: “вот в наше время…”. Выпускнику в этом случае нужно просто объяснить ситуацию. Возможен разрыв между уходящим во взрослую жизнь ядром, мотором деятельности, и приливом новичков, с которыми относительно неопытный еще комиссарский состав остается “с глазу на глаз”, без привычной помощи ветеранов группы.

 

Признаки далеко зашедшего распада деятельности:

  1. Потеря участниками деятельности ее мотивов, их распад, размен, вырождение.
  2. Несоответствия: операций – условиям, действий – провозглашенным целям, мотивов – реальным потребностям.
  3. Превращение деятельности в цепь действий, не связанных единым смыслом.
  4. Несостоятельность лидеров группы, их самоутверждение за счет всех остальных участников деятельности.

Надо видеть еще один “подводный камень”: для подростков, особенно младших, но и старших тоже: в случае успешно развивающихся групповых отношений радость жизни, которую в этом случае испытывает человек, сосредотачивается на старшем товарище – комиссаре. Он кажется им источником всех благ и приятных переживаний. Личность его чаще всего переоценивается и начинает выглядеть чем-то близким к идеалу.

Поэтому – чем благополучнее, с точки зрения комиссара идут дела у него в отряде, тем внимательнее и критичнее ему следует быть к своему поведению. Это относится и к стилю общения, и к невербальным манерам, и ко всему прочему. “Слабости” комиссара могут быть возведены в квадрат и в куб восторженными его почитателями, могут стать основой самоутверждения его воспитанников с непредсказуемыми последствиями.

 

Техника самоорганизации.

Дежурный командир (дежком) – ДК – избирается первичным коллективом на срок от 1 дня до 1 месяца. Выполняет обязанности по поддержанию режима деятельности группы, определенному ее целями.

Авторитет ДК должен быть максимально поддержан комиссаром. ДК подотчетен кругу, его избравшему, но не следует очень увлекаться разбором дежурства. Опыт показывает, что в первые дни сбора (лагеря, выезда, экспедиции) и в последние его дни лучше ставить на эту роль более ответственных и сильных организаторов.

В большой по составу экспедиции целесообразно иметь ДК сбора и подчиненных ему ДК отрядов (групп, бригад). Это упрощает поддержание порядка.

На “огоньке” ДК высказывается последним из рядовых, перед комиссаром.

На общем сборе ДК может подводить итоги за комиссара или параллельно с ним (по огрвопросам).

Огонек и общий сбор отряда.

Коллективное обсуждение прожитого времени, анализ проведенных дел, разбор складывающихся отношений, коллективное планирование.

Воплощение идеи: ”Сами планируем, сами делаем, сами обсуждаем“ – однако на разных этапах ее реализации.

Психолого-педагогическая задача: научить участников деятельности осмыслению жизни. Привить им навыки коллективного анализа, коллективного мышления, культуру общения.

Гарантия реальности: защищенность каждого, доброжелательный тон в коллективе. Критика с целью не унизить, но помочь. Отказ от высмеивания. Реальный вес каждого голоса.

По Макаренко: ежевечерние собрание на двадцать минут, с 20.30 до 20.50 при регламенте – 1 минута. “За секунду – мысль, за минуту можно сказать 30-60 мыслей!”

Цель сбора: постоянный контроль за отношениями и климатом общения, постоянное знание друг друга и первичного коллектива.

Собрание должно стать традиционным! При анализе не зарываться в мелочи. Основная тема – развитие группы и деятельности.

Огонек и общий сбор не должны быть местом публичного наказания, сведения счетов, местом решения сложных проблем. Это, прежде всего процесс формирования и арена действия общественного мнения участников общей деятельности.

КЮФ (коммуна юных фрунзенцев).

Внес:

  1. Огонек – сбор: две ступени (первичная группа и весь коллектив).
  2. Схему разговора.
  3. Эмоциональную сторону (ритуал, песня, свеча…).
  4. Форму “откровенного разговора” – обсуждение проявлений нравственного облика участников деятельности за определенное время – 10 дней, месяц, время похода, экспедиции.

Огоньку , по модели КЮФ, свойственны: прямота, принципиальность, товарищество, чуткость, такт, умение видеть другого.

 

Виды “огоньков” по модели “КЮФ – Орленок”:

Мы приводим здесь только основные четыре варианта огоньков. Наиболее типичных для сборов и экспедиций “Дозора”.

Огонек знакомства определяет эмоциональный настрой и содержание межличностных отношений в первые дни выезда, сбора, экспедиции. Имеет целью сформировать у новичков представление об отряде, о своем месте в отряде в положительном эмоциональном ключе. Основывается на психологическом факте, что первоначальное восприятие определяется по преимуществу эмоциональными моментами, которые опережают рациональные, логические построения и обладают огромной информативной значимостью.

Содержание огонька знакомства:

Варианты проведения:

Выделение творческих групп: по именам, по кругам интересов (любители кино, мороженого, футбола, книжек и т.д.).

Можно: рассказ не о себе, а о герое, отце, знакомом – что привлекает, о дне, который запомнился – все это характеризует человека.

Обобщение: что люди разные, но отряд получится.

 

Огонек оргпериода.

Психолого-педагогическая задача: научить участников правильному поведению на огоньке и технике обсуждения.

Нужно утвердить традицию:

Самое главное – каждому понять, что здесь не отмолчаться, поэтому в течение дня нужно быть внимательным, наблюдать и думать, чтобы на огоньке было что сказать.

Технология:

Записи комиссару нужно делать прямо на “огоньке”, даже демонстративно.

Неизбежны повторы и паузы. Если надо подумать – дается 2 минуты.

 

Общие правила “огонька”:

Обобщение комиссаром: пользуясь ссылкой на мнение (это по записям) повторяет оценки близко к тексту. И – про обязательность обсуждения.

Может быть иной вариант обсуждения:

 

Огонек – анализ дела.

Проводится сразу по завершении дела (похода, экспедиции).

Психолого-педагогическая задача: научить участников видеть причины успеха или неудачи.

Время – от 25–30 минут до часа.

Анализ состоит из:

 

Из воспоминаний взрослого дозоровца (Женя Лишина–Кравчук):

“ Вечные вопросы: Что было хорошо? Что – плохо? Как сделать, чтобы было лучше? – эти вопросы научили анализировать происходящее, свои действия, свою работу… К этим вопросам подходишь строго. Я сама помню, когда на огоньке была недовольна, когда о моем дежкомстве говорили: “ Все хорошо, отличный дежком. ” И не было радостно от этого “ хорошо ” . Значит, нужно смотреть глубже. Вот так мы учились анализировать… ”

 

Откровенный разговор.

Самая трудная форма обсуждения. Обсуждается каждый член группы как личность, дается общественная характеристика ему как человеку, товарищу, участнику общего дела.

Психологически – это прикосновение, иногда операция в чрезвычайно сложной и ранимой области личности – в ее самооценке.

Решающий фактор – защищенность.

Необходимые условия:

НЕЛЬЗЯ !

Комиссар корректирует оценки, выступая последним.

Схема анализа:

Можно проводить только на уровне нравственной зрелости группы.

Можно давать слово двум – трем, кого назовет становящийся под обсуждение + тот, кому очень нужно что-то добавить + комиссар.

Для новичков разговор предваряет легенда – введение, призванная дать образец для сравнения. При группе, имеющей опыт, это не нужно.

Принцип: обсуждается не человек, а его поведение, поступок. Человек не равен своему поведению и тем более – поступку. Он часто бывает или лучше, или хуже.

Нужна соответствующая песня – дающая настрой.

Не употреблять обтекаемых слов: “ хороший мальчик… ” (У нас плохих нет! Можно найти более точные и выразительные слова!)

Каждый хочет иметь друга, способного прямо и честно сказать о твоих достоинствах и недостатках. Каждому важно знать, каков он в глазах своих товарищей. Разговор требует мужества, честности, доброты и товарищества.

… На отношение – не обижаются !

 

Общие проблемы самоуправления.

Трехэтапное обсуждение дня, дела; проблемы:

 

Первый – по оргвопросам, второй – педсовет. Иногда их имеет смысл разделять, но далеко не всегда.

Доступ на СК, за редким исключением – свободный для всех, кто хочет послушать или принять участие (но не мешает).

Вызванные на СК в качестве конфликтных персон пользуются всеми правами участников общей деятельности, имеющих право голоса при решении спорных вопросов. Позиция обвиняемых должна быть снята: они – прежде всего – товарищи. Вместе с тем деловая обстановка СК позволяет достаточно тонко и точно инструментовать любую проблему, даже весьма острую. Решение СК не должны быть направлены на занижение самооценки кого-то из состава отряда. Дело СК – корректировать только способы самоутверждения личности, включая сюда ее ценностные ориентации, с точки зрения идеологии группы, требующие пересмотра.

 

В обиходе коммуны А.С.Макаренко практиковалось такое понимание наказаний:

 

Помимо применения института дежкомов, огоньков и общих сборов в обиходе сборов и экспедиций может быть использована система советов дела или сводных отрядов (СД или СО) для отдельных, локальных дел и заданий численностью от 2-х и более участников. Возможна также система ЧТП (чередующихся текущих поручений), когда первичные коллективы периодически по графику, сменяя друг друга, несут обязанность разных направлений.

 

Коллективные творческие дела (КТД)

активная форма познавательной, эстетической, идейно-политической деятельности.

Основные психолого-педагогические признаки КТД:

  1. Проблемность, т.е. создание ситуации, требующей разрешения интеллектуальной или нравственной проблемы (или – хотя бы наилучшей организации предложенной темы, выбор идеи, ее сценического решения, выбора средств, демонстрирующих позицию группы и т.д.).
  2. Информационная насыщенность – обилие новой информации, из которой группе нужно отобрать необходимую и достаточную для решения своей задачи.
  3. Эмоциональную насыщенность. КТД – это игра, импровизация и в то же время сценическое действие, рассчитанное на эмоциональный отзвук зрителя.

КТД на обычном сборе или в экспедиции по своей организации и психологическому эффекту могут быть разделены на три основные группы.

Первая из них – дела, подготовленные первичными группами (отрядами), выступающими на общем сборе поочередно или параллельно.

Например: концерт-ромашка, концерт молния, разнобой, час открытых и неоткрытых тайн, бои, викторины, инсценировки всякого рода, конкурсы, лотерейная газета, тематические выступления групп и т.д.

Вторая группа – дела, которые ведут небольшие группы (СД) инициаторов, а остальная публика – в основном исполнители задуманного, иногда в ситуации некоторой неопределенности, например в ролевой игре.

Это может быть: вечера вопросов и ответов, пресс-конференция, час просвещения, суды, борьба миров, рыцарские турниры, путешествия, ролевые игры и т.д.

Третья группа: КТД, проводимые фронтально с возможностью индивидуального выступления.

Это – вечера поэзии, путешествия, диспуты, дискуссии, спортивные игры и пр.

Деление на группы КТД относительно, но I группа в основном работает на сплочение первичного коллектива, на подъем общего развития. Уровень их непостоянен. Велика роль совета дела – инициатора КТД.

II группа КТД – позволяет подготовить и провести дело на хорошем уровне относительно малыми силами, тщательно организуя подготовку советом дела. Они эффективны, но относительно редки и действие их на личность отдельных участников трудно прогнозировать, а первичный коллектив чаще не задействован.

III группа КТД ориентированна на отдых и сближение всех участников макроколлектива. Не требует тщательной подготовки, помимо организационной. Они хороши, когда малыми силами нужно задействовать большие массы участников и успешно помогают создать общую атмосферу.

 

 

Психологические механизмы воздействия

группы на личность подростка и юноши.

(по Л.И.Божович и В.М.Сергееву)

 

Вступая в группу, подросток и юноша преследует ситуативные цели – интересно провести время, расширить круг друзей, может быть, найти себе референтную группу (группа значимых для подростка людей, на мнение которых о себе он ориентируется).

Вступая в группу, новичок стремится поскорее сориентироваться в ней, найти ту манеру поведения, которая характерна для группы и сделает его в ней “ своим ” . При этом возможны варианты поведения – от безоговорочного подчинения принятием в группе норм до попытки их скорректировать привычными способами.

Следует иметь в виду, что личность новичка, вступая в группу, создает новую ситуацию: меняется и личность, и группа. Вопрос: Кто меняется глубже? Кто изменится больше? Поэтому коммунарский отряд, приглашая к себе новичков, т.б. старших подростков или юношей, должен обладать определенным запасом прочности. Иначе сильный новичок может очень основательно скорректировать “ под себя ” группу. Так или иначе, но первая стадия – адаптация бывает завершена или вхождением новичка в группу, или его уходом – временным или постоянным.

На втором этапе схваченная человеком словесно сформулированная или подсознательно усвоенная манера поведения и найденная “ социальная ниша превращают новичка в полноправного члена группы. Стиль поведения освоен. Но он может быть освоен только в рамках группы. Выходя во двор или уходя домой, член группы может прощаться со своим “ групповым ” стилем и принимать совсем иные нормы. Это означает, что “ акт формирования личности ” еще не произошел. Стиль поведения и отношений, принятый группой, усвоен лишь как средство “быть своим” и не стал личностным качеством человека.

На третьем этапе происходит (если происходит!) усвоение ценностных ориентаций и норм поведения в качестве собственно личностных черт, независимо от существования или не существования группы, которая их “ породила ”.

Связь с групповой активностью здесь прямая – чем более личностная позиция человека определяет его активность в групповой деятельности, тем более основательно перестраивается его личность под влиянием этой деятельности и этих отношений. Так, пребывание в роли комиссара в коммунарском объединении влияет на человека сильнее, чем пребывание в роли посетителя коммунарского сбора и даже участника–исполнителя.

 

Итак, первоначальное принятие норм отношений и поведения происходит под влиянием потребности, естественной для всякого человека: “ быть своим ” , в результате требований группы – “ навязывание ” ею определенных норм.

Позже, освоившись в группе, человек рано или поздно оказывается перед выбором различных способов действий и перед необходимостью решать. Решение, принятое сознательным путем в пользу определенных норм и традиций, обладает дополнительной нравственной силой.

Обладая определенным опытом такого рода действий, личность оказывается способной к нравственному поступку уже без рассуждений и колебаний, к определенному отношению к людям, с которыми уже вне группы его сводит судьба.

Отсюда становится понятным насколько важна убежденность комиссарского состава и умение действовать согласованно в непредсказуемой ситуации педагогического воздействия на ребят-новичков. Это – во-первых.

Кроме того, опыт деятельности участников группы в качестве ДК, в советах дела в творческих делах в роли политбойца и тем более – комиссара, естественно ставит их перед необходимостью принимать решения, исходя из понимания себя и задачи, умения понять другого – т.е. внутренне встать на его позицию, уловить, какие потребности эту позицию определяют и формируют.

Разнообразие ролей в дружественной обстановке отряда позволяет попробовать себя в разных ролях и вне зависимости от всякой роли, в любой из них сохранить свое личностное лицо. Роль не должна прирастать к человеку. В каждом человеке он должен видеть себя и каждого человека – в себе – тогда он сможет быть самим собой практически в любой жизненной ситуации и внутренне быть свободен.

Эта задача не всегда легко решаема, но поставьте себе целью научиться ее решать. Может быть, это и есть главное психологическое качество комиссара.

 

“ …моя способность видеть расширилась, – пишет индийский психолог Дипак Чопра, – Когда я смотрел на человека, я не мог не видеть его семьи и друзей. Они тоже служат продолжением человека, и оно многое говорит мне о том, кто этот человек на самом деле. Потом я стал видеть еще больше. Я начал видеть то, что находиться под маской физического внешнего вида. Я видел эмоции, желания, страхи и мечты. Конечно, все они тоже являются частью человека, у вас есть глаза, чтобы их видеть.”

 

Нормы, законы и традиции коммунарской жизни.

 

Эти заповеди во многом облегчают людям принятие атмосферы “ Дозора ” . Одни из них направлены на освоение технических приемов в общении, другие направлены на принятие форм организации жизни сбора, третьи – на систему нравственных ценностей и отношений.

Нередко их сводят в систему “ Свода законов ” или ” Устава ” . Действовать можно по разному – или пересказывать их, как традиции, устно или принимать, как нормы жизни, голосованием на сборе.

Здесь мы изложим их как “ Законы сбора ” .

  1. Закон доброжелательности – главный закон жизни отряда. Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Главное – бережное отношение к человеку!
  2. Закон заботы. В отрядной жизни: первая забота – об отряде, его благополучии и настроении; о младших, больных, женщинах и всех тех, кто нам доверился и ждет нашей помощи. “ Наша цель – счастье людей! ” Вторая забота – о товарище. "Живи для улыбки друга!” Третья забота – о себе. Сделай все, что от тебя зависит, чтобы не усложнять жизнь товарищей. “ Не заболей! ”
  3. Закон партизана. Каждому в отряде надо научиться делать что-то нужное для всех лучше других: развести костер в непогоду, быстро и надежно оборудовать лагерь, помочь заболевшему, найти дорогу по карте и компасу, организовать общую игру, поддержать настроение группы в критический момент, приготовить вкусный обед, быстро и безопасно свалить в лесу сухое дерево, организовать теплый ночлег, описать в дневнике прожитый день – и многое другое. Сюда же можно отнести владение миноискателем и щупом, умение вести раскоп, вести рабочие записи в поисковом походе, знание взрывоопасных предметов. Найди то, что тебе ближе – и стань мастером этого дела. Тогда ты будешь особенно нужен товарищам. Такие порядки были приняты в 1 партизанской бригаде в Карелии в 1942г.
  4. Законы похода:

    4.1 В походе и экспедиции нет иждивенцев. Ищи работу сам. На привале к огню не стыдно подойти погреться, когда стоят палатки и тенты, укрыты от дождя вещи, заготовлены дрова и вода – чем скорее это будет сделано, тем лучше будет всем. Не торопись сушить свои вещи – может быть, сначала надо обогреть товарища и сделать сушилку. Комиссары и дежкомы отдыхают, едят и укрываются от неприятностей только после того, как обеспечены необходимым и в безопасности все те, за кого они отвечают.

4.2 На марше темп движения – по идущим медленнее (независимо от причин). Наиболее надежные идут замыкающими. В походе самое главное условие безопасности – не разделяться!

4.3 Главная цель похода и экспедиции – безаварийность. Никакая иная цель не оправдывает риск, потому что за нами – люди. Поэтому без большой необходимости и собой рисковать не надо.

4.4  В отрядной жизни невозможны: спиртное, наркотики, кайф от токсикомании, карточная игра, пошлый и двусмысленный юмор, брань и оскорбления, воровство, драка и рукоприкладство. От всего этого мы не гарантированны, т.к. в отряд приходят разные люди. Но вероятность этого надо сводить к нулю и всеми силами предупреждать заранее или пресекать. Если человек не хочет в этих вещах остановиться – от него надо избавляться. В наши дни к этим опасностям добавилось чернушничество (поиск для наживы) и дедовщина (помыкание младшими и более слабыми). Курение табака – для тех, кому это разрешено СК; не надо делать демонстрацией и одной из норм общения (втягивает некурящих). Младшие и те, кто не курит – не должны начинать и вовлечение их – серьезная вина.

4.5 Дерево, цветок, птичье гнездо – все живое беззащитно перед оружием, топором, ножом и глупой человеческой силой. В оружии спрятана смерть, поэтому с ним нельзя играть. Не поднимай топор и нож на живое дерево без необходимости. Не рви цветы, чтобы вскоре же их бросить.

4.6 Техника безопасности запрещает пить на марше, купание без страховки, уход из расположения отряда без разрешения командира и особенно – в одиночку. Нельзя допускать валку деревьев без страховки и специального предупреждения, неподчинение инструктору и командиру в ситуации похода и экспедиции.

4.7 Уходя – оглянись! За спиной дозоровца все должно оставаться чистым – и на земле, и в человеческих отношениях.

  1. Законы круга.
    Сбор – в кругу, огонек – в кругу, песня – в кругу. В кругу нет первых и нет последних, все равны и каждый чувствует плечо товарища.
    Песня – наш друг, наше оружие. Песней можно сплотить людей, песней можно развалить отряд. Поэтому важно – что поют, как поют и – где поют. Песню нельзя прерывать, ее нужно уважать. Подбор песен для круга – важное дело для комиссара. По традиции наибольшее предпочтение всегда отдавалось песням Городницкого, Визбора, Окуджавы и других авторов 60-70-х гг.
    Свеча – символ сбора; если нет костра, то она – центр круга. Если свеча погасла по неосторожности и баловству – ее больше не зажигают.
    Каждое дело – творчески, иначе – зачем? Любое дело требует мысли и не терпит шаблона. Подумай, как лучше его сделать, вложи в него свою мысль и душу.
  2. Закон “ 00 ” . Точность – вежливость королей. Будем точны – будем королями! Потеря времени обязательно кого-то обижает.
  3. Закон поднятой руки. Хочешь высказаться – подними руку. Общий галдеж уместен только в стае галок на ночевке. И то – проходит время и они затихают.

Уважение к человеку! Уважение к человеку! Вот он, пробный камень!

Нацист уважает лишь себе подобных, а значит, он уважает только самого себя. Он отвергает противоречие – основу созидания, а стало быть, разрушает всякую надежду на движение к совершенству и взамен человека на тысячу лет утверждает муравейник роботов ” ,– обращается к потомкам Антуан де Сент-Экзюпери в “ Письме заложнику ” . Сейчас, на рубеже веков, когда России более чем когда-либо угрожает нацизм, эти слова звучат как заповедь антифашизма – антитоталитаризма.

А ведь мы – антифашисты, ребята, и сейчас – в этом очень существенный смысл всего, что мы делаем.

ЭТК "Африка"
вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz