Уголок руководителей

 

Хроники одного бунта или – Вы еще не в белом? Тогда мы идем к Вам!


Было обычное школьное утро. Пятница. Первый день второй четвери. Необычным было только то, что в дверях школы, руки в боки (в прямом смысле), стояли два наших завуча и сообщали каждому пришедшему школьнику, что конкретно они думают по поводу его внешнего вида. Формулировки были приблизительно следующие: «Ты бы еще бикини одела!» - (девочке, пришедшей в деловых брюках со стрелочкой и кофточке «лапшичкой», с глухим воротом, но без рукавов); «Ты выглядишь неприлично!» - (мальчику в обычных вельветовых брюках). Дальше – больше – пошел запрет на колготки сеточкой (намек на принадлежность к древнейшей профессии), на нашивки и брелки на рюкзаках (завучи их просто срывали), пошли прямые оскорбления ребят. Непрошедших «фейс-контроль» в школу не пускали. Их собрали в вестибюле, прочитали лекцию теперь уже всем вместе, собрали дневники (сделали запись родителям, чтобы те обратили внимание на то, как одеты их дети – как будто родители не в курсе в чем их дети ходят, они ведь сами покупали им эту одежду, и, наверное, считали ее при этом приличной…) и велели больше в таком виде в школу не приходить.
Интересна реакция на последнее требование администрации «не приходить в таком виде» - в понедельник та самая девочка в лапшичке сознательно надела самую короткую юбку и самую прозрачную кофту, подошла чеканным шагом к завучу и громко сказала «Здрассте!». По-моему, воспитательный эффект, произведенный пятничным шмоном на эту девочку был просто потрясающим!
Что касается мнения родителей, то еще до каникул в классе где учится мой сын, в ультимативной форме потребовали от родителей написать в дневнике, что они «ознакомлены и согласны с требованием администрации о деловой форме одежды». Так вот, половина родителей написала – «Не согласны!».
Но дело, собственно, не в форме одежды, а в том, что дети позволили с собой так поступить. Нет, они возмущались, но тихо, по углам, в своих компаниях. Представьте себе на минутку, что вас останавливает начальник и говорит, что вы одеты неприлично и вызывающе, а затем начинает срывать с вас брелки, или, скажем, украшения, кулоны, значимые для вас вещи… не правда ли дикая картина? Ну, и как вы отреагируете? Позволите кому-то с вами так поступить, а потом будете тихо возмущаться по углам? А как вы хотите, чтобы поступали наши дети? Чем они отличаются от нас, и будет ли у них чувство собственного достоинства, когда они вырастут, если сейчас в них задавить его даже в зачаточной форме?
Задумались? Вот и мы задумались! И решили, что если мы выбрали профессию педагога, то должны в первую очередь взрастить в них Человека – да, именно так, с большой буквы. Ведь от этого зависит будущее нашего общества. Если мы хотим в будущем получить гражданское общество, то должны уже сейчас формировать у подростков активную жизненную позицию, обостренное чувство справедливости, чувство собственного достоинства. Тогда, став взрослыми, они никому не позволят творить с собой и со своей страной все, что угодно, займут, если хотите, гражданскую позицию.
Мы предложили ребятам несогласным с насилием, тем, кого оскорбил и покоробил пятничный шмон, даже если он не коснулся их лично, прийти в понедельник в обычной белой футболке. Как видите, ничего экстремистского, просто показать таким образом, что они против подобного поведения с ними. Идея ребятам понравилась. Правда, отреагировали они по разному – одиннадцатиклассницы (девочки весьма интеллигентные), которых «фейс контроль» на сей раз не коснулся (им надо было приходить в тот день к третьему уроку) восторженно закричали – «Вот здорово!.. Когда нас в следующий раз остановят, мы тоже придем в белых футболках!» Что ж, реакция вполне понятная – моя хата с краю. Меня не тронули в этот раз, так что это не мое дело, а то, что оскорбили других, что ж, это их проблемы… Но, несмотря на сомневающихся, волна информации пошла – ребята обзванивали друг друга все выходные. Но реакция в основном была весьма печальной: «меня не тронули – не мое дело»; «а зачем, все равно ничего не добьемся, только по шапке получим»; «нет, я боюсь, меня из школы выгонят». Самое страшное, что многие даже не оскорбились! Они привыкли к тому, что с ними можно так поступать – подумаешь, что такого-то, мы и не такое терпели… Но идея завораживала, каждый в уме представлял себе всю школу в белых футболках. Но вот представить, как лично он проходит в белой футболке мимо завуча было страшно до жути. Впрочем, никто никого и не заставлял, людей просто информировали.
И вот наступил понедельник. Мы с мужем заранее распечатали подборку стихов Губермана подходящих по тематике (разумеется только с соответствующей лексикой – школа все-таки), написали, что сегодня день поэзии Игоря Губермана и развесили стихи по всей школе. Я с утра приехать в школу не могла, и муж поехал один. Так вот, в белой футболке до уроков кроме него никого не было! Ребята участливо спрашивали – «Вы специально в белой футболке? – Да, специально!» Казалось это конец, но это было лишь начало…
Ребята ходили от стихотворения к стихотворению, читали, смеялись, думали… А во время первого урока все стихи были сорваны завучами. Тогда они еще ничего не поняли, и основной их претензией было то, что этот «День поэзии» был проведен без согласования с ними. Они опасались, что «теперь все будут развешивать по стенам что им вздумается», а распечатки со стихами вообще сочли «оскорбительными для поэта – надо было оформить все как полагается».(Честно говоря, я думаю, что оформили мы все так, как надо, и был бы рядом Губерман, он бы нас поддержал и совсем не обиделся, или я ничего не понимаю в его отношении к жизни.) Муж ответил, чтобы они не опасались, кроме него все равно никто ничего развешивать не будет. Как же он ошибался! Можно сказать, что акция состоялась только благодаря непримиримой позиции завучей! Но обо всем по порядку…
Мы распечатали и повесили у себя в лаборантской стихотворение Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя…» На перемене стали подходить ребята, и обнаружилось, что одна из девочек еще дома распечатала то же стихотворение и прикрепила его булавкой себе на рюкзак и, кроме того, она была в белой футболке! Ребята спрашивали, где гарики и сожалели, что не все успели прочитать. Мы сказали, что гарики есть в интернете, и их можно найти и распечатать. И тут началось! Оказалось, что белые футболки есть у многих, просто они боялись их показать. У кого-то футболка под верхней одеждой (сердце греет), у кого-то в рюкзаке… Ребята начали их доставать и одевать, а заново распечатанные стихи Губермана прикреплялись булавками к рюкзакам.
Потом было многое – крики завуча, что она выгонит из школы всех, кто ходит в белой футболке и со стихами за спиной, отказ поставить печать школы на заурядную справку с формулировкой «После того, что вы сегодня устроили…», разбирательство с администрацией и дискуссии с учителями, но главное было сделано! Да, пускай не все рискнули доходить остаток дня в белой футболке, но многие… И никто не выбросил стихи. Я искренне надеюсь, что след от этой акции останется с ребятами на всю жизнь. И не только с теми, кто рискнул, но и с теми, кто воздержался. Надеюсь, когда эти ребята вырастут, они вспомнят этот урок внутренней свободы, который они получили в детстве, и не будут считать, что от них ничего не зависит!

P.S.
Когда мы писали эту статью, нам хотелось, чтобы учителя и просто взрослые люди задумались, как задумались в этой ситуации мы – как часто мы проходим мимо хамского, беспардонного поведения с детьми, как часто сами ведем себя подобным образом, не отдавая себе отчет в том, что со взрослыми никогда бы так не поступили? Почему мы позволяем себе вести себя таким образом с людьми, зависящими от нас (с детьми) и не могущими дать нам адекватный отпор? (В отличие от взрослых.) Что это – «воспитание» или унижение - детей и, в первую очередь, себя самого?!

ноябрь 2004 года

ЭТК "Африка"
вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz