Спасжилет спас жизнь многим людям.
Выбери спасжилет, который спасет жизнь тебе.
Зачем нужен спасжилет
Спасжилет сильно уменьшает вероятность утопления, позволяет достаточно комфортно плыть по мощной воде, не прикладывая сил, чтобы оставаться на поверхности.
Защищает корпус пловца (гребца) от ударов о камни.
Спасжилет имеет смысл использовать всегда, когда есть вероятность оказаться в воде.
Спасжилет должен:
Обеспечивать достаточный запас плавучести. Об этом говорено немало, но единого мнения, как обычно, нет. Минимальным, видимо, можно считать обьем 10-15л, достаточный для байдарочной единички - двойки.
Надежно фиксироваться на теле владельца. Спас не должен самопроизвольно расставаться с владельцем не только на берегу, но и при хождении самосплавом. Все застежки, пряжки, затяжки и т.п. крепления должны выдерживать нагрузки, не ослабевая и не расстегиваясь. Должна быть исключена возможность самопроизвольного расстегивания этих элементов, например, из-за случайного зацепления за что-нибудь. Спасжилет должен быть надежно зафиксирован на теле, не всплывать над человеком при самосплаве и ни в коем случае не сниматься с человека вверх. Никакое болтание спаса на теле недопустимо. Спас должен сидеть на вас плотно, но и не стесняя движений.
Удерживать клиента в положении "лицом вверх", даже если он уже в бессознательном состоянии. Не так уж редко при самосплаве человек теряет сознание (а, случается, новички неадекватно себя в такой ситуации ведут) и в этом случае от правильного поведения спасжилета зависит немало. Особенно если принять во внимание, что потерявший сознание человек не способен воспользоваться страховкой и может пребывать в воде достаточно долгое время.
Быть прочным. Еще раз напомню о динамическом характере нагрузок, действующих на спас и клиента при самосплаве. Все сколько-нибудь существенные швы на спасе должны быть как минимум дублированными.
Обеспечивать возможность быстрого и надежного фиксирования страховки. Очень важное требование для более-менее серьезных маршрутов. Мало поймать брошенный вам страховочный конец - нужно еще удержать его. Попытка сделать это руками на сильной струе может закончиться травмой. И страховку не удержите, и руки пораните. Поэтому пойманный страховочный конец должен фиксироваться за спасжилет. При этом точка фиксации должна быть легко доступна не только для владельца жилета, но и извне, чтобы вас могли вылавливать со страховочного судна даже в бессознательном состоянии.
Быть удобным. Требование весьма субьективное, но от этого не менее важное.
На спасжилете должен быть лишь необходимый минимум пришитых снаружи строп: паховый ремень либо набедренная обвязка, система для крепления спасконца.
Даже покупные спасжилеты, специально сшитые для сплава, не всегда удовлетворяют этим свойствам. Поэтому, всегда полезно испытать свой новый спасжилет.
Конструкция
Спасжилеты можно разделить на две большие группы: надувные и пенковые.
Надувные спасжилеты
Делаются из надувных емкостей (резиновых либо пластиковых), вставленных в специальный капроновый (или подобный) жилет.
Плюсы
Минусы
Обычно используются при сплаве на катамаранах. Объем - 20-30 л (подъемная сила - 25-40% веса человека). При сплаве по мощным рекам иногда используют спасжилеты до 40 л. Чем больше объем спасжилета, тем комфортнее сплавляться в нем по мощной воде (не притапливает на каждом валу). Однако большой спасжилет будет мешать движениям. Человек в большом спасжилете с большей вероянностью застрянет в бочке, но с большим успехом сможет в ней дышать.
Пенковые спасжилеты
Делаются из пенных блоков или листов, вставленных в специальный капроновый (или подобный) жилет.
Плюсы
Минусы
Используются для сплава на каяках. Каякерам нужна бОльшая гибкость и подвижность, большой спасжилет мешает им. С точки зрения каякера, лучше увереннее выполнять эскимосский переворот в небольшом спасжилете, чем покидать каяк в большом.
При сплаве по небольшим половодным речкам с древесными препятствиями маленький пенковый спасжилет также удобнее большого надувного: мощной воды на таких реках нет, зато часто приходится пролезать под бревнами и ветками.
Система для крепления спасконца.
Часто на спасжилетах делают ручку сзади, в верхней части спины. На большой реке она удобна, например, при вытаскивании человека на катамаран. На маленькой речке ею можно очень крепко зацепится за ветку.
За эту ручку спасаемому также можно цеплять спасконец. Брошенный спасконец должен крепиться сзади, чтобы повисший на "морковке" потерпевший или страхующий живцом смотрел вниз по течению. При этом у спасаемого должна быть возможность в любой момент освободиться от "морковки", так как можно повиснуть на "морковке" на струе, без возможности дышать. Последнее достигается при
помощи различных систем, например, ремня и специального самосброса (есть на всех каякерских жилетах; такие самосбросы продаются отдельно).
Источники:
http://tourism.perm.ru/html/faq/kaska.htm