Рюкзак — это специально изготовленный мешок для переноски груза, называемый также погрузочной камерой, крепящийся к спине человека с помощью системы лямок и иных приспособлений, называемой подвеской.
Рюкзаки бывают трёх видов:
Мягкие (типа «Колобок») — дешёвые рюкзаки, в которых подвеска полностью пришита к мешку;
Станковые — рюкзаки, имеющие металлическую или пластиковую раму (каркас), к которой крепится подвеска и мешок для груза. Мешок обычно можно снять и закрепить на раме какой-либо другой груз. Станковые рюкзаки становятся всё менее популярными, например, из-за того, что стало сложно достать хорошую прочную раму для рюкзака.
Полужёсткие (анатомические) — рюкзаки, имеющие в спинке элементы из листовой пены и реек из лёгких сплавов (лат) или пластика, обеспечивающие вертикальную и поперечную жёсткость всей конструкции. Преимущества перед мягкими рюкзаками: проще в укладке, удобнее носить, почти не деформируется при переноске.
Нас интересует именно последний вид рюкзаков, ибо они являются самыми удобными и безопасными для спины на сегодняшний день.
Важнейшими элементами такого рюкзака являются:
1. Клапан |
|
2. Плечевые стропы-оттяжки | |
3. S-образные плечевые лямки | |
4. Грудной ремень | |
5. Стропы-стяжки | |
6. Поясничная подкладка | |
7. Поясной ремень | |
8. Защита нижних кантов от износа | |
9. Пряжка | |
Лямки
Лямки рюкзаков бывают прямыми, серповидными и S-образными. Первый тип - вчерашний день. Такие лямки не позволяют свободно двигать руками. Наиболее удобны индивидуально изогнутые S-образные. Но, стоит вам потолще одеться, или передать рюкзак товарищу, изгиб может прийтись на не оптимальное место. Поэтому в массовых моделях используют небольшие S-образные изгибы лямок или их серповидную форму, угол расхождения лямок желателен регулируемый. Лямки не должны быть ни узкими, ни чересчур широкими. Для среднего человека оптимальна ширина 6-7 см, выклинивающаяся книзу. Набивка их должна быть мягкой, приятной на ощупь. В то же время, лямки не должны сминаться ни в какой плоскости. Материал на их краях не должен ползти и разлохмачиваться. Для набивки обычно используются различные вспененные пластики. Плечевые полукольца удобны для переноски камеры или фотоаппарата, рации, лыж, отдыха рук, для чего иногда предусматривают специальные петли. Груз, переносимый на них, создает противовес откидывающему моменту рюкзака.
Поясной ремень
Приблизительно столько же веса, сколько приходится на плечи при переноске, должно распределяться и на область пояса. Для этого в рюкзаках служит грузовой пояс (поясник). Он же не позволяет низу рюкзака ерзать и болтаться. Это не просто кусок широкой стропы с крылышками из пены и пряжкой. Хороший пояс имеет облегающую бедра и поясницу коническую форму и мягкую набивку. Над бедрами у пояса желательны специальные валики. Пояс не должен быть слишком большим и широким. Это может мешать шагать и нагибаться и не удобно при перевозке рюкзака. Если на поясе есть не слишком большие карманы, туда можно класть ключи, карманные деньги, перчатки, зажигалку и другие необходимые под рукой мелочи. Пряжка на поясе может быть типа "фастекс" (он же просто фаст или трезубец) или "самосброс".
Пряжка типа самосброс |
Пряжка типа фастекс |
Грудная стяжка
Грудная стяжка на маленьком фастексе разгружает плечи. Когда требуется глубоко дышать, её можно ослабить или расстегнуть. Очень важен способ прикрепления лямочных строп к низу рюкзака. В случае крепления строп за нижние углы мешка, они для прочности должны быть вшиты в шов через специальную косынку. При этом распространенном способе нижнее крепление разнесено широко, лямки легко снимать и одевать, но рюкзак может немного ерзать по спине, а при его слабой набивке ткань в районе этих углов будет оттягиваться. Крепление в районе поясника под поясницей лучше охватывает туловище. Нагрузка передается сразу на латы, а по ним равномерно по всей спинке рюкзака, поддерживая её форму даже при пустом мешке.
Спинка рюкзака
Спинка рюкзака за счет трения тоже принимает на себя часть переносимого груза.
Поэтому для неё не пригодны скользкие материалы. Используются специальные сеточки
и мелко ворсистые ткани типа велюра. У них большая общая поверхность, что позволяет
быстрее подсыхать. Рюкзак, как выбрать рюкзак
Обеспечение проветриваемости спины одно из важнейших требований к спинке. На
экспедиционных рюкзаках для этого обычно есть желобки в набивке спинки. Для
создания тяги они должны располагаться преимущественно вертикально. Основная
часть воздуха заходит под спину в районе прикрепления к спине поясного ремня.
Поэтому поясничная часть ремня должна на 1-3 см отстоять от спинки. При большем
зазоре вся нагрузка придется на поясничный отдел позвоночника, и он будет болеть.
Воздух должен иметь выход в районе закрепления лямок
Спинка рюкзака обязательно должна обладать регулировкой по высоте. На коммерческих,
рассчитанных на широкий круг пользователей, моделях используется так называемая
плавающая система закрепления лямок к спинке. Это позволяет подогнать высоту
лямок по конкретной фигуре. Наиболее распространенный вариант - закрепление
сдвоенной "липучкой" за ряд параллельных горизонтальных строп. Простой
способ, но не всегда удобным образом решено место расхождения лямок. Другая
разновидность этого способа - за пришитую под поясником вертикальную стропу.
В этом варианте легче обеспечить хорошую вентиляцию при движении, но нужно хорошо
спрятать плоскую безопасную пряжку. Вариант - скользящая по латам подушка с
расходящимися лямками. Более дорогой способ - крепление подушечки напрямую скрытыми
замками к спинке. Латы могут быть как снаружи, так и внутри спинки и должны
быть изогнуты, повторяя изгиб позвоночника. Их концы надежно спрятаны.
Спинка должна иметь жесткость, обеспечивающую приближенность к плоскости горизонтально
вдоль части прилегающей к спине, чтобы рюкзак не выгибался барабаном.
Мешок рюкзака (основное отделение)
Оптимальная форма мешка сейчас сформировалась как вытянутая по высоте. Лямки
крепятся верхним концом примерно на половине высоты полностью набитого рюкзака.
Клапан поднимается не выше, чем ещё на одну голову. Ширина чуть уже плеч. Объём
мешков основных походных (экспедиционных) рюкзаков колеблется от 60 до 130 литров.
Если учесть обозначившуюся тенденцию отказа от привычного пока для многих внутреннего
размещения термоизолирующего ковра и становящегося более компактным современного
снаряжения, то рюкзаки с большими объемами постепенно выходят из употребления.
Нижний вход на молнии в виде арки - дополнительная деталь на любителя.
Клапан
Клапан должен быть с большим удобным карманом для хранения вещей, которые всегда должны быть под рукой. Хорошо, если он обладает водонепроницаемой молнией и может отстёгиваться: тогда его можно использовать во время путешествий недалеко от лагеря.
Стропы и стяжки
Большое значение имеют петли, стропы и накладки на наружной поверхности мешка.
За них можно прикреплять к рюкзаку свернутые в цилиндры термоизолирующие коврики,
тенты и палатки (особенно когда они мокрые), верёвки (в защищающем от ультрафиолета
чехле). В горах к верху клапана крепят кошки, а за петельки у дна рюкзака ледорубы,
ледовые инструменты и телескопические палки. При этом они легко доступны и не
рвут мешка. У некоторых моделей есть крепления для каски. Чтобы продолговатые
предметы, прикрепленные по бокам рюкзака, не выскакивали, снизу существуют поддерживающие
кармашки. Для удобства загрузки рюкзака в транспорт и его страховки у него должны
быть прочные ручки. Одна из них обычно расположена выше крепления лямок, желательны
дополнительные ручки.
ля уменьшения объёма рюкзака применяют стропы-стяжки, стяжку шнуровкой, молниями.
Обычно указывается объем основного мешка вместе с клапанным карманом и объём
с заполненным тубусом и складывающимися карманами. Это добавляет 10-20 литров.
Желательно, чтобы мешок, даже полупустой, сохранял форму, дно не провисало.
Этому помогает внутренняя стяжка. У экспедиционных рюкзаков и основной вход,
и тубус закрываются стягиванием шнурком.
Основные стропы у рюкзаков шириной 25 мм. Стропа должна быть прочной, слабо
истираться. Оптимально плотное плетение из тонких капроновых нитей с мелкой
фактурой рисунка.
Материалы
Для изготовления современных рюкзаков используются синтетические ткани. Это
Nylon и Poly Oxford, Cordura различной плотности по технологии DuPont. Они очень
прочны, особенно Cordura. С внутренней стороны они покрыты водозащитной полимерной
пленкой разных типов. Это предохраняет вещи от осадков, позволяя часто обойтись
без гермовкладыша, но не означает, что рюкзак можно оставлять под проливным
дождем. В этом случае рюкзак достаточно укутать защитным чехлом из Nylon Taffeta
silver на резинке. У некоторых импортных моделей он входит в комплект рюкзака,
но его можно запросто сшить самостоятельно.
Отечественные ткани типа хороших сортов авизента тоже не надо сбрасывать со
счетов. Для днища вполне подходит ткань типа теза. Авизент прочен, лёгок, мягок,
не шуршит, с него не облезает со временем пленка, но он требует горячей кройки
и быстрее промокает.
Многие рюкзаки сейчас оснащаются всевозможными дополнительными фенечками и
примочками. Некоторые из них могут быть действительно полезными на маршруте,
но помните, что все они добавляют лишний вес, который вам придётся нести на
маршруте. Так некоторые импортные модели рюкзаков из-за всевозможных «бонусов»
тяжелеют до 3,5 кг. Оптимальный (т.е. минимально возможный) вес рюкзака составляет
где-то 2,5 кг.
Источник - http://neuemniy.narod.ru
ЭТК "Африка"
вернуться на главную страницу